Как известно, я выходец из московской кухни. Кухня в Москве была тем самым местом, которая "пробивала" людей на откровенные разговоры за сигареткой, чашечкой чая, или, купленного "по-случаю" растворимого индийского кофе. Дымовая завеса улетающая чрез форточку открытую настеж в -20-25, темнота на улице, и только свет от сизого сигаретного дыма освещает промёзшее заоконное пространство, находящейся на девятом этаже твоей кухни. Впрочем, неважно оно-пространство. Важна была кухня. Атмосфера откровенного разговора, семейного ли чисто, али гости участие принимают.
Так я вырастал. Появилась потребность общения со сверстниками, и кошмар любой мамы - девушками. А как общаться то? Из школы вырастаешь очень быстро. Да и какое там общение возможно было?! Только если после уроков кто то заходил к тебе послушать музыку, поиграть в компьютер - великолепное изобретение фирмы Apple, усовершенствованное гигантами то ли болгарской, то ли советской инженерной мысли, воплощённое в Украине в виде немыслеммой сегодня конструкции и названной в честь старинного польского города Львов. Это был полноценный компьютер, если хотите знать! Верно, что состоял он токма из клавиатуры - системного блока, соединяеммого с блоком питания кабелем с "японским штекером". Программ там не было, только Бейсик вшит. А все приложения приходилось загружать с помощью кассетного магнитофона. Вот такой вот прототип современного ноутбука! Только без монитора - монитором служил цветной телевизор!
Ну час поиграл ты в это "карате", если загрузилась программа, а дальше то что?! А дальше музыка, и ... чай. Значится врубаешь погромче и на кухню. Ибо чай, трёп по душам - это кухня! Это у всех.
Чуточку позже, вошла в мою жизнь такая кухня. Уютная, надо сказать, кухня. В центре Москвы. Токма от других кухонь отличала её национальная направленность. Этой кухней, где велись "разговоры по душам" стала для меня на долгие годы студеческая организация Гиллель.
История еврейской Москвы, моя личная история и началась для меня в 1994 году в момент начала учёбы в Еврейском Университете. Тамже и познакомился с организатором Гиллеля, но в сам Гиллель пришёл только два года спустя.
Тогда был период романтизма. Многие и многие люди посещали клубы еврейские и в Сохнуте и в МЕОЦе(Хабад) и в других местах. Это было время знакомства со своей культурой. Немного было и Израиля. Но самое важное было общение со "своими". Это было время преодоления страха. Страха признаться себе в желании организовать (неважно светскую\религиозную) еврейскую семью, а для кого то страха отъезда в место "где все евреи". Гиллель был мною любим, несмотря ни на что, именно благодаря, догадались, да? Кухне. На кухне мне приходили в голову фантастические блюда, которыми и кормил там всех желающих. После моего отъезда в Израиль года три в Гиллеле обо мне сохранялась память посредством присвоения моего имени способу заваривания растворимого кофе, приготовления из "порошка" или "пыли" вполне сносного каппучино. Да-да, важным в то время также было наличия места приложения своих сил в чём либо, чаще всего реализация навыков-умений, не связанных с профессиональной деятельности. Кто то фотографировал(:, кто то играл на гитаре и пел, кто то просто пел, кто то играл в театре, кто то рисовал... То было местом где люди делились друг с другом своими хобби. Был круг фотографов, актёров-театралов, издавался листок Гиллеля, существовал рок-ансамбль, женский хор "Яхад", записавший два альбома, которые, даже, продавались(!) в паре магазинов, туристический клуб тоже был, клуб изучения иддиша и театр.
Тот период романтизма окончился с наступлением 2000х. Многие уехали в Израиль. Многие надолго ушли из какой-либо еврейской жизни. Отказавшись почти от контактов "со своими". Пришли прагматики. Время такое настало - путинское. Хорошее время для зарабатывания денег. Экономика расцвела(нефтянными пятнами, правда, но всё же). Люди смогли себе позволить ходить в настоящие клубы. На смену энтузиастам, с горящими "комсомольско-задорными" глазами пришли бизнессмены. Профессионалы "бизнесса развлечений". Они пришли, чтобы помочь евреям выдержать конкуренцию с профессиональными учреждениями огранизованного досуга. Но этот период я не застал. Слежу только по интернету. И радует меня количество народа на еврейских дискотеках, прогулках по "Еврейской Москве", празднованиях на пароходиках еврейских праздников и памятных дат. И что радует меня лично, многие из тех кто ходит туда, как и вначале-середине 90-х, начинают задумываться о приезде в Израиль насовсем. Многие приезжают. Всё таки важно преодолеть страх "большого количества своих". И как это происходит у каждого - личное дело каждого. Важно, что происходит. И, пускай в будующем году, но в Иерусалиме, Хевроне, Тель Авиве, везде, на своей Земле!
+50 фото на 1 мегабайт
К сожалению галлерея произвольно понизила резолюцию и без того очень некачественно отсканированных с негативов фотографий. Потому я выкладываю эти же фотографии для скачивания одним архивом, как оригиналов, так и отфотошопленных кадров в гораздо более вменяеммом виде.
Залил на несколько зеркал:1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,,8